www.aFINa.su
  • Главная
  • Анонс.
  • Все обо всем и сразу.
  • Комментарий к фондовому рынку
  • Мифы и реальность финансового рынка
  • Технический анализ
  • Торговые идеи.
  • Финансовая грамотность
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Главная страница | Мифы и реальность финансового рынка | Volkswagen & Porsche: корнер

    Volkswagen & Porsche: корнер
    Немного истории о самой компании

    50-летняя история акции Volkswagen.

    Положительная динамика цен акций подтверждает конкурентоспособность концерна

    7 апреля 1961 г.компания Volkswagen впервые выставила свои акции на регулируемом фондовом рынке и тем самым открыла новую страницу в истории экономики. Прежние Volksaktien («народные» акции) переросли в ценные бумаги как для институциональных, так и для частных инвесторов и с тех пор прошли долгий путь по увеличению своей стоимости. «Акции Volkswagen стали весьма удачным вложением капитала, — говорит Ханс Дитер Пётш, член правления, ответственный за финансы и контроллинг. — Бывшие в 1961 году символом эры «Жука» и немецкого экономического чуда, сегодня они отражают высокую эффективность и мощь крупнейшего европейского автопроизводителя».

    Первоначальному публичному предложению акций (IPO) в 1961 г.предшествовало принятие закона «О Volkswagen» и последующая частичная приватизация компании. Под девизом «Богатство для каждого» федеральное правительство Германии способствовало участию граждан страны и наёмных сотрудников в управлении компаниями посредством выпуска акций. Акция Volkswagen стала прототипом для подобной «народной» акции.

    22 августа 1960 г.на основании закона «О Volkswagen» название компании было изменено с Volkswagenwerk GmbH на Volkswagenwerk Aktiengesellschaft, о чём была сделана запись в торговом реестре Вольфсбурга. Процесс приватизации был успешно завершён, и в результате 7 апреля 1961 г.акции Volkswagen получили первоначальный допуск к официальной торговле на фондовой бирже. За короткий промежуток времени после поступления акций в продажу цена на них значительно выросла по сравнению с выпускной ценой (с 350 DM до 750 DM). Те акционеры, которые в то время приобрели акцию по эквивалентной стоимости в 350 DM и придержали её, на данный момент после двух успешных дроблений номинала акций являются владельцами двадцати обыкновенных акций стоимостью около 2200 €, и к тому же они получили дивиденды на сумму около 570 €.

    Вольфсбургский автопроизводитель увеличил свой первичный капитал, произведя несколько выпусков акций на протяжении последних 50 лет. Компания Volkswagen AG в 1986 г.впервые выпустила привилегированные акции, которые с тех пор циркулируют на фондовом рынке как обыкновенные акции. Седьмой по счёту прирост капитала, осуществлённый 16 апреля 2010 г., оказался крупнейшим в автомобильной отрасли, а чистый доход составил около 4,1 млрд€.

    Благодаря этому Volkswagen обеспечил свою финансовую гибкость для планируемого создания объединённого автомобильного концерна совместно с Porsche.

    В среде акционеров также произошли изменения. Федеративная Республика Германия, например, рассталась со своей долей в компании в 1988 г.и продала свой 20%-ный пакет акций.

    На сегодняшний день концерн Volkswagen имеет стабильную структуру акционеров. 20% акций находится во владении федеральной земли Нижняя Саксония, кроме этого 50,74% обычных акций находится во владении Porsche Automobil Holding SE. Компания Qatar Holding LLC стала третьим основным акционером концерна Volkswagen, приобретя 17% обычных акций компании с декабря 2009 г.В результате Volkswagen в том же месяце заменил обыкновенные акции на привилегированные в DAX (немецкий фондовый индекс).
    ---------------------
    На сентябрь 2011 года 50,73 % голосующих акций Volkswagen AG принадлежит холдингу Porsche SE. В свою очередь, Volkswagen AG владеет 100 % обыкновенных акций промежуточного холдинга Porsche Zwischenholding GmbH, а Porsche Zwischenholding GmbH владеет 100 % акций производителя престижных автомобилей Porsche AG.[3][4] Ведутся переговоры о слиянии в единую структуру VW-Porsche.
    ---------------------

    «Концерн Volkswagen поставил перед собой достаточно амбициозную цель — стать ведущим автопроизводителем к 2018 г., как с экономической, так и с экологической точки зрения. Необходимыми предпосылками для достижения этой цели являются устоявшаяся структура акционеров и финансовая стабильность», — подчеркнул Ханс Дитер Пётш. Долгосрочная положительная динамика цен акций Volkswagen свидетельствует о том, что уверенность рынков и акционеров в концерне Volkswagen только растёт. В 2010 финансовом году Volkswagen достиг новых высот: 7,2 млнпоставленных автомобилей и операционная прибыль в размере 7,1 млрд€. «Я убеждён, что на основании нашего уверенного темпа роста мы ещё впишем много новых глав в успешную историю акций Volkswagen», — выразил мнение г-н Пётш.

    --------------------------------------------------
    История корпоративной битвы Porsche и Volkswagen

    Volkswagen

    Замечательная история произошла вчера с акциями немецкого автоконцерна Volkswagen. Если вы посмотрите на их график, то сильно удивитесь: солидная немецкая корпорация показала в течение дня сначала рост почти на 50%, а потом такое же падение, а закончила торги в небольшом минусе. На пике цены немецкий концерн обошёл по капитализации японскую Toyota — крупнейшего в мире автопроизводителя. Что же это было?

    Ответ простой: шортокрыл. Это не животное и не птица такая, это иногда встречающаяся ситуация на фондовом рынке. По-английски она называется short squeeze. Суть в том, что кто-то, долго игравший против акций Volkswagen (продававший взятые в долг акции в надежде откупить их потом дешевле), был вынужден одномоментно закрыть свои короткие позиции, то есть купить огромное количество акций компании. Желающих продавать такой объём по таким низким ценам нашлось мало, поэтому цена начала резко расти. Другие игроки, «стоявшие в шортах» тоже начали фиксировать — кто убытки, а кто и прибыль — у них просто срабатывали автоматические стоп-приказы, загоняя акции Volkswagen ещё выше.

    Получилось что-то вроде проскальзывания — покупатель вынужден предлагать всё более высокую цену, а встречных предложений (о продаже) — нет. В результате график цены идёт почти вертикально вверх. До тех пор, пока у кого-то из владельцев акций не выдержат нервы и он не начнёт продавать по совершенно безумным по нынешним временам ценам.

    Собеседники Bloomberg’а, который и рассказал эту историю, говорят, что убийцей шортистов мог стать Lehman Brothers, вынужденный закрывать позиции в рамках своего банкротства. Именно этот инвестбанк был одним из главных владельцев акций Volkswagen, которые он давал в долг другим банкам, а те — своим клиентам, игравшим на понижение. В рамках ликвидации своих позиций после краха, Lehman потребовал возврата отданных в кредит акций, которые были давно проданы в ходе игры на понижение. Клиентам банков пришлось срочно выкупать акции с рынка, за ними были вынуждены последовать другие спекулянты, что и привело к резкому росту котировок.

    Естественно, никакого объективного основания для такого роста не было. Поэтому, когда стало понятно, что акции дошли до пика, их начали активно распродавать. Кто-то продавал свои, кто-то снова открывал шорт-позиции, беря в долг акции теперь уже не у Lehman’а, а у кого-то другого. Поэтому цена быстро вернулась к нормальным показателям, с которых день и начинался.

    Недавно я уже писал про удивительные события вокруг немецкого автопроизводителя Volkswagen. Тогда эта компания на несколько часов стала самой дорогой в своей отрасли в мире. Ещё более заметное событие произошло на днях, когда Volkswagen неожиданно вырвался на первое место по капитализации среди вообще всех публичных компаний мира, обойдя гигантов-нефтяников, банки и прочие Майкрософты с Гуглами.

    Конечно, это событие вызвано не фундаментальными причинами — компания как работала, так и работает, а сугубо техническими. Как и в прошлый раз резкий рост стоимости акций VW произошёл из-за массированного закрытия коротких позиций хедж-фондами. Но теперь стали известны новые подробности этой операции, которая наверняка войдёт в историю биржевой торговли. Оказывается, безумные скачки капитализации VW были не случайными. Их устроил основной акционер концерна — небезызвестная компания Porsche (точнее Porsche Automobil Holding SE). История эта сегодня описывается в нескольких газетах и блогах, я же попробую собрать наиболее полное и понятное объяснение произошедшему.

    Итак, как теперь стало известно, Porsche в течение нескольких месяцев активно собирала акции Volkswagen, не показывая этого в полной мере в своей отчётности. Скрыть факт массированной скупки удалось с помощью банков, которые покупали акции как бы на себя, но на самом деле — в интересах Porsche. В итоге, знаменитому производителю дорогих машин удалось втихую получить контроль над 74% акций Volkswagen. Ещё чуть больше 20% находятся в собственности немецкой земли Нижняя Саксония. И лишь менее 6% акций свободно обращаются на бирже.

    Пока Porsche покупала акции, их цена, естественно, росла. Хедж-фонды, видя такое дело, в определённый момент решили, что цена неоправданно высока и начали «шортить» акции VW. Напомню, что операция короткой продажи или шорта заключается в том, что игрок берёт у кого-либо в долг (это важно) акции компании и продаёт их на рынке. Через какое-то время он выкупает их на рынке и отдаёт кредитору. Очень простая и понятная операция — если за это время акции подешевели, то игрок получает прибыль.

    В нашем случае, напомню, акций VW в свободном обращении почти не было. Но хедж-фонды об этом не знали и спокойно брали в долг акции у того, кто их даст. Этим «кем-то» через цепочку посредников часто оказывалась сама Porsche. При этом рынок фактически контролировался той же Porsche, т. е. компания могла «назначать» цену акций VW по своему усмотрению. В итоге, по некоторым данным, в шорт было продано 12,8% акций VW. Напомню, на свободном рынке было всего около 6%.

    Porsche, естественно, играла против хедж-фондов и постоянно повышала цену акций VW. В какой-то момент фонды поняли, что рассчитывать на падение цены не приходится, и решили закрыть эту убыточную позицию.

    Теперь особенно внимательно следим за руками. Чтобы закрыть шорт, хеджу надо купить (в первую очередь на бирже) нужное количество акций VW. Трейдер хеджа приходит на рынок, смотрит предложения и седеет. Нужного количества акций в продаже просто нет. Физически. Он начинает скупать всё, что есть, загоняя цену ещё выше. Трейдеры остальных фондов, которые держат короткие позиции по VW, понимают, что дело пахнет керосином и включаются в эту гонку. Стоимость акций, естественно, взлетает в небеса.

    По мнению аналитика, которое приводит Forbes, справедливая цена акций Volkswagen — около 150 евро за штуку (а в текущих условиях, полагаю, и поменьше). Но на закрытии в пятницу акция VW стоила 210,85 евро. В понедельник началось покупательское безумие и к закрытию акция взлетела до 520 евро. Во вторник покупки продолжились, доведя курс акций Volkswagen до 1005 евро за штуку. В этот момент компания стоила 296 млрдевро ($370,8 млрд) и была самой дорогой компанией в мире, заметно опережая ставший вторым Exxon Mobil Corp., который стоил «всего» $343 млрд.

    Естественно, основной объём продаж акций по безумным ценам обеспечивала Porsche, зарабатывая на этом миллиарды. Но самое смешное, что эти проданные Porsche хедж-фондам акции тут же… возвращались самой Porsche, ведь хеджи ранее брали их в долг у неё, а теперь были вынуждены отдавать.

    В итоге хитрая компания поимела несколько миллиардов евро наличными совершенно «из ничего», наказав хедж-фонды за жадность и плохую разведку. Теперь у Porsche на руках 74,1% акций Volkswagen и несколько миллиардов реальных евро, часть которых пойдёт на докупку недостающего процента. После этого Porsche получит возможность консолидировать данные VW в своей отчётности и станет одним из крупнейших в мире производителей автомобилей.

    Ну, и так просто, для справки. О масштабе операций можно судить, например, по тому, что только «на сдачу» (после покупки недостающего процента) Porsche при желании могла бы купить по текущим ценам всю автопромышленность России вместе взятую.

    История вокруг Porsche и Volkswagen заканчивается неожиданным образом. Хотя эти события крайне далеки от россиян вообще и частных инвесторов в частности, из них можно извлечь очень полезные и важные уроки для своей инвестиционной деятельности.

    Компания Porsche совершила одну из самых неприятных, но традиционных ошибок инвесторов: приняла на себя намного больший риск, чем могла себе позволить. Давайте вспомним историю, которая привела к краху совсем недавно прекрасной компании, и выясним, что не надо делать, если мы не хотим повторить крах Porsche.

    Семья

    Porsche и Volkswagen — дети одной семьи. Обе компании контролируются потомками Фердинанда Порше — семьями Порше и Пиех (немецкое написание и произношение обеих фамилий довольно сложное и неоднозначное, я использую вариант, которого придерживается издание Deutsche Welle в публикациях на русском языке). Слияние семейного бизнеса — давняя идея и мечта ветвей многочисленных потомков знаменитого немецкого инженера и менеджера. Но реализовать эту мечту мешали слишком разные интересы владельцев.

    Делить власть «поровну» в объединённой компании никто не хотел.  Volkswagen — огромный концерн, намного больше Porsche, и отдавать существенную долю в нём в обмен на относительно небольшой бизнес Porsche семья Пиех не хотела. Зато Porsche работает с намного более высокой прибыльностью и намного меньше зависит от государства и профсоюзов. Поэтому семья Порше (и топ-менеджеры компании) не желали переходить в подчинение гиганту.

    Патовая ситуация начала разрешаться два года назад. Porsche, получавший большую прибыль и пользовавшийся благосклонностью банков, начал скупать акции Volkswagen на свои и заёмные деньги. Кредиты, как мы знаем, в то время были крайне дешёвыми и доступными, поэтому их обслуживание обходилось Porsche не слишком дорого.

    В конечном итоге, маленькая компания Porsche скупила контрольный пакет гиганта Volkswagen и получила право на выкуп ещё 24-25% его акций. В ходе этой скупки Volkswagen на короткое время стал самой дорогой компанией мира, а хедж-фонды, игравшие на понижение его акций, потеряли огромные деньги. «Бумажная» прибыль Porsche от этих операций составляла миллиарды евро, но реализоваться она могла только при одном условии: банки должны были постоянно продлевать кредитование до того момента, когда компания доберётся до счетов Volkswagen, где лежат свободные несколько миллиардов евро. Тогда Porsche мог бы рассчитаться с основными долгами за счёт денег поглощённого гиганта, а остальное отдать постепенно, за несколько лет, из текущей прибыли.

    Крах

    По предварительным прикидкам, Porsche задолжал банкам порядка 9–10 млрдевро. Однако, как выяснилось несколько дней назад, на самом деле долг вырос до 14 млрдевро. И всё бы ничего, но банки отказались продлевать кредиты, а существенную часть этих денег надо было выплачивать быстро. Буквально в начале августа концерн Porsche должен был бы стать банкротом.

    Люди из Porsche пытались найти выход: они вели переговоры с катарскими инвесторами о продаже большого пакета акций компании, что позволило бы погасить большую часть долгов. Но спасти ситуацию не удалось. В конце прошлой недели стало известно, что топ-менеджеры Porsche, придумавшие всю эту схему, ушли в отставку, а компания скоро будет поглощена Volkswagen’ом.

    Конец Porsche печален: из независимой, очень гордой и прибыльной компании, производящей супер-продукцию, она станет лишь одной из десяти торговых марок концерна Volkswagen. А если учесть, что «народный автомобиль» владеет ещё и такими престижными марками, как Lamborghini, Bentley и Bugatti, то будущее Porsche представляется не очень светлым.

    Выводы

    Итак, если посмотреть на историю со стороны, то мы видим классический вариант переоценки инвестором собственных возможностей на фоне излишне оптимистичных ожиданий по отношению к окружающей среде. Проще говоря, менеджеры Porsche рассчитывали на то, что кредит будет дёшев ещё долго, а сами они настолько гениальны, что могут провернуть поглощение намного большей по размеру и намного более устойчивой компании.

    Урок, который можно извлечь из этой печальной истории, заключается в следующем:

    1) Никогда нельзя рассчитывать на то, что хорошие внешние условия сохранятся достаточно долго. Всё может обрушиться в любой момент и на этот случай надо иметь «план Б» — тщательно проработанный и подготовленный план выхода из сделки с наименьшими потерями. А лучше ещё и «план В» на случай очень больших внешних проблем.

    2) Не надо путать растущий тренд с собственной гениальностью. Если вам повезло раз-другой, когда вы удачно попали «в волну» роста, то это не говорит о том, что и дальше вы будете столь же удачливы и прозорливы. Благодарите судьбу за лишнюю прибыль и готовьтесь, что всё изменится.

    3) Не берите кредит. А если всё-таки не можете удержаться, то берите столько, сколько точно можете отдать в момент окончания его действия, не рассчитывая на прологацию. И старайтесь брать кредит (если уж очень надо) на максимально возможный срок. Это увеличит суммарные выплаты, но уменьшит текущие риски. Но лучше — не берите.

    -------------------------------------------------
    Или 

    А что говорят сами немцы по этому случаю?

    Франкфуртская биржа: театр абсурда с акциями Volkswagen

    Немецкий автоконцерн Volkswagen стал 28 октября самой дорогой компанией в мире. Это произошло из-за несуразных скачков курса его акций. Эксперты требуют срочно изъять их из важнейшего в стране биржевого индекса DAX.

    Таких невероятных колебаний курса, как у акций Volkswagen, на Франкфуртской бирже не было давно.

    Акции крупнейшего в Европе автомобилестроительного концерна Volkswagen стоили во вторник, 28 октября, в ходе торгов на Франкфуртской бирже 1005 евро. Это означает, что всего за два биржевых дня их курс вырос почти в пять раз, ведь 24 октября он составлял всего 211 евро.

    Столь невероятный взлет этих ценных бумаг никак не связан с реальными экономическими показателями концерна, ставшего на короткое время самым дорогим предприятием в мире, поскольку обогнал по биржевой капитализации американский нефтяной гигант ExxonMobil. Солидные акции уважаемой компании невольно превратились в игрушку в руках крупных международных спекулянтов.

    Ход Porsche «взорвал» Франкфуртскую биржу

    Взрывоподобный рост спроса на акции Volkswagen был вызван сделанным в минувшие выходные сенсационным заявлением концерна Porsche о том, что он намерен довести свою долю в капитале дочерней фирмы не до 50 процентов, как планировалось ранее, а до 75 процентов. Более того, холдинг Porsche, владеющий на данный момент пакетом акций концерна Volkswagen в 42,6 процента, ошарашил всех сообщением, что уже приобрел опционы еще на 31,5 процента данных ценных бумаг. Вот именно эта «бомба» и «взорвала» Франкфуртскую биржу.

    Глава концерна Porsche Венделин Видекинг Глава концерна Porsche Венделин Видекинг. Скупая акции Volkswagen, он вызвал панику среди спекулянтов.

    Дело в том, что 20 процентов акций Volkswagen традиционно принадлежат земле Нижняя Саксония, в которой находится головное предприятие концерна. Если суммировать эту долю с принадлежащими теперь Porsche пакетом акций и опционами, то получается, что в свободном обращении на бирже остались всего около 6 процентов голосующих акций концерна Volkswagen. Налицо искусственный дефицит этих до сих пор высоколиквидных бумаг.

    Дефицит этот резко обострился из-за разразившейся среди спекулянтов паники. Оказалось, что многие из них сделали ставку на падение курса акций Volkswagen. Применив широко распространенный на бирже прием, они взяли эти бумаги взаймы и продали их в надежде выкупить по более низкой цене. Когда же цена акций в понедельник после неожиданного заявления Porsche стала стремительно расти, спекулянтам ничего другого не оставалось, как срочно покупать крайне дефицитные акции буквально по любой цене.

    Индекс DAX оказался полностью искаженным

    В результате уже в понедельник курс акций такого тяжеловеса, как Volkswagen, в ходе торгов утроился. Это привело к резкому искажению важнейшего немецкого биржевого индекса DAX. По итогам дня он вырос на 0,9 процента, хотя на самом деле курсы 28 акций из 30 упали, причем значительно. Если бы не «эффект Volkswagen», DAX закрылся бы 27 октября с весьма значительным минусом в 9 процентов.

    Брокеры на Франкфуртской бирже Брокеры на Франкфуртской фондовой бирже торгуют акциями Volkswagen, хотя предпочли бы этого не делать

    Такое искажение индекса бьет по интересам большого числа участников рынка, а потому во вторник в Германии все громче раздавались обращенные к компании Deutsche Börse призывы изъять акции Volkswagen из DAX или хотя бы приостановить торги ими. Однако управляющая компания Франкфуртской биржи отказалась это сделать, что и привело к дальнейшему абсурдному росту курса до 1005 евро. Многие брокеры и эксперты называют бездействие биржи безответственным, поскольку события вокруг акций Volkswagen дискредитируют такой важный элемент развитой рыночной экономики, как фондовый рынок.

    Курс закрытия акций Volkswagen составил 28 октября во Франкфурте 945 евро. Таким образом, акция за торговый день подорожала на 81,7 процента. Индекс DAX взлетел из-за этого на 11,3 процента до 4823,45 пунктов, хотя большинство акций завершило торговый день в минусе. Для сравнения: «собратья» немецкого индекса в Париже и Лондоне, CAC 40 и FTSE 100, выросли соответственно на 1,9 и 1,6 процента.

    -------------------------------------------------
    Жертва корнера Volkswagen & Porsche

    Бизнес-драма

    74-летний немецкий миллиардер бросился под поезд

    В Германии 6 января покончил собой 74-летний немецкий миллиардер Адольф Меркле. Поздно вечером он вышел из своего дома в небольшом швабском городке Блаубойрен (Blaubeuren) и лег на рельсы проходящей неподалеку одноколейки. Тело Меркле, которого переехал поезд, обнаружил смотритель путей около восьми вечера. Миллиардер оставил семье прощальное письмо, в котором попросил его извинить. Причин своего поступка он не открыл, однако очевидно, что на самоубийство его толкнула тяжелая ситуация, в которой оказалась его индустриальная империя. У Меркле не осталось сил, чтобы бороться за ее спасение, он сломался.

    Самоубийство Адольфа Меркле стало настоящим шоком не только для жителей Блаубойрена, где он был уважаем и любим, но и для всей страны. И не только из-за размеров его богатства, которое, по данным журнала Forbes, оценивалось в 7,3 миллиарда долларов. Меркле входил в сотню богатейших людей планеты, был пятым в списке самых богатых немцев, однако, что более важно, он воплощением образа традиционного немецкого предпринимателя, каким он сложился еще в XIX веке, буквально олицетворяя аскетические протестантские добродетели, описанные еще Максом Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма».

    Меркле начинал с малого, а в результате достиг высот, на которые не каждому удается забраться. Юрист по образованию, в 1967 году он унаследовал семейную фирму «Drogen und Chemikalien en gros» («Оптовая торговля лекарствами и химией»), основанную еще его дедом в 1881 году. В фирме работали около 80 человек, а годовой оборот составлял по тем временам четыре миллиона марок. Меркле превратил ее в настоящую империю с годовым оборотом в 30 миллиардов евро, в которой работают 100 тысяч человек. Краеугольным камнем империи Меркле стала основанная им в 1973 году в Блаубойрене фармацевтическая компания Ratiopharm, занимающаяся производством дженериков.

    Кроме того, в группу компаний семьи Меркле вошли первая по величине в Германии и вторая в Европе сеть аптек Phoenix Pharmahandel AG, а также крупнейший в ФРГ, а, по некоторым данным и в ЕС, производитель цемента — компания HeidelbergCement, основанная еще в 1873 году. В 1999 году семья Меркле купила долю в компании-производителе крупнотоннажных грузовых автомобилей Kaessbohrer, а затем увеличила свою долю в нем до 89 процентов. В 1989 году Адольф Меркле приобрел крупный пакет акций копании Zollern GmbH & Co. KG, основанной представителями бывшей королевской династии Гогенцоллернов. Группа занята производством двигателей и силовых установок, литейной техники и машиностроением.

    Наконец, в 1997 году Адольф Меркле приобрел немецкую группу компаний VEM, производящую электродвигатели и генераторы. Для управления всей индустриальной империей семьи Меркле был создан инвестиционный холдинг VEM Vermoegensverwaltung. При этом сам Меркле, настоящий индустриальный барон, никогда не кичился своим богатством, не бросал денег на ветер и вел скромный образ жизни. Отмечается, что на работу в бюро Ratiopharm в Блаубойрене, он часто ездил на велосипеде, в дождь пересаживаясь на VW Golf. Для проезда на поезде всегда брал билет второго класса. Активно занимался благотворительностью: выделил несколько миллионов в помощь одному из музеев, оборудовал новое помещение для спортивного объединения TSG Soeflingen, учредил ежегодную премию в 20 тысяч евро для студентов.

    Его излюбленным отдыхом были пешие прогулки по лесу и горам, а зимой — горные лыжи. К слову, семье Меркле принадлежала небольшая горная железная дорога на австрийском горнолыжном курорте Кляйнвальзерталь (Kleinwalsertal). По другим данным, в собственности семьи находится весь курорт. Меркле был известен тем, что порой лично выступал в роли кондуктора, компостируя пассажирам билеты. Сам он говорил, что более комфортно чувствует себя в окружении обыкновенных людей, а не шишек. Был религиозен: детям одной из жительниц Блаубойрена, которой семья миллионера помогла деньгами, Адольф Меркле подарил детскую Библию. Миллиардер был отмечен Федеральным крестом за заслуги первого класса. За ним закрепилось прозвище «Крестный из Блаубойрена».

    Возникает вопрос, что же толкнуло 74-летнего старика выйти из дома и лечь на рельсы перед приближающимся поездом. Ответ можно найти, обратившись к той стороне жизни миллиардера, которая была скрыта за внешним вполне «благопристойным» фасадом. Адольф Меркле был не просто владельцем индустриальной империи, он также был известен умением уходить от налогов, уводить прибыль в оффшоры, а в последнее время активно играл на бирже. Он предпочитал быстрые операции и сам назвал себя дэй-трейдером (daytrader). Тем не менее именно рискованная игра на бирже поставила всю империю Меркле на грань краха.

    Миллиардер, как и многие другие немецкие биржевые спекулянты, «погорел» на акциях Volkswagen. Меркле играл на понижение. Он взял в долг для продажи пакет акций Volkswagen и тут же продал их, в надежде, что они продолжат падение, и ко дню, когда их нужно будет возвращать, он вновь купит их уже по меньшей цене, а разницу положит себе в карман. Однако случилось неожиданное: в октябре 2008 года Porsche объявила, что владеет правом на приобретение большого количества акций Volkswagen. Ценные бумаги немецкого автопроизводителя сразу же резко подскочили. Кроме того, Адольф Меркле рассчитывал на рост индекса DAX, что также оказалось ошибочным. Только на акциях Volkswagen Меркле потерял, по одним данным, 200 миллионов евро.

    Дальше пошла так называемая реакция домино. Адольфу Меркле стало сложно выплачивать обязательства по кредитам, которые он ранее получил от 30 банков, на развитие собственных предприятий. Вся империя неожиданно оказалась на грани банкротства, ее задолженность составила, по одним оценкам, до одного миллиарда евро, по другим — 16 миллиардов. Меркле начал долгие и сложные переговоры с банками-кредиторами. По данным Frankfurter Allgemeiner Zeitung, он пригрозил, что объявит о банкротстве, тем самым банки вообще лишатся своих вложений. Наконец, компромисс был найден: Меркле предоставили отсрочку. Кроме того, банки согласились рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительного краткосрочного кредита в размере 400 миллионов евро для спасения группы компаний Меркле. Но при этом при одном условии: сам Меркле должен был быть отстранен от управления.

    Более того, стало ясно, что даже краткосрочный кредит не спасет империю Адольфа Меркле и часть входящих в нее предприятий будет необходимо продать. Главным претендентом на продажу оказалась главная «семейная» компания Меркле Ratiopharm, а также HeidelbergCement. Таким образом, Адольф Меркле оказался в абсолютно безвыходной ситуации: чтобы спасти свои предприятия он был вынужден отказаться от управления и согласиться на продажу компании, создание которой считал делом всей своей жизни. Крайне неутешительный итог.

    Разумеется, у самого Меркле осталось достаточно средств, чтобы продолжить безбедное существование, однако для немецкого бизнесмена «старой школы», для которого главным все же были не деньги, а семейное дело, это было равносильно краху — профессиональному и личному. Примечательно, что в день своей гибели Адольф Мекркле подписал все документы, касающиеся предложенной банками схемы санирования его предприятий. Однако с росчерком пера его собственная жизнь потеряла смысл, и он лег под поезд.

    05.07.2011
    ММВБ с 1 сентября переносит начало торгов на фондовом рынке с 10.30 на 10.00

    01.07.2011
    Банк Москвы

    18.04.2011
    S&P подтвердило рейтинги США, изменило прогноз на негативный со стабильного

    13.04.2011
    Отчет JOLTS указывает на то, что потребители, возможно, слишком пессимистичны относительно рынка труда

    12.04.2011
    МВФ призывает обеспечить независимость и нормативные полномочия новой ФСФР

    12.04.2011
    ГУВД по Москве по требованию прокуратуры возбудило уголовное дело о хищении средств с расчетных счетов Банка Москвы

    11.04.2011
    МВФ понизил прогноз для роста ВВП США в 2011 г

  • Архив новостей
  • © 2008 Представленные материалы носят информационный характер. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. (Контакты: inMail at AFINA dot RU)