www.aFINa.su
  • Главная
  • Анонс.
  • Все обо всем и сразу.
  • Комментарий к фондовому рынку
  • Мифы и реальность финансового рынка
  • Технический анализ
  • Торговые идеи.
  • Финансовая грамотность
  • Карта сайта
  • Контакты
  • Главная страница | Мифы и реальность финансового рынка | Семь шагов к сырьевому величию

    Семь шагов к сырьевому величию
    : советы нефтяным диктатурам от Chatham House
    [Семь шагов к сырьевому величию: советы нефтяным диктатурам от Chatham House]


    Запасы природных ископаемых — это не только благо, но и большое испытание для правительств. Chatham House решил облегчить жизнь нефтяным автократиям и написал для них короткую инструкцию по управлению сырьевой экономикой


    Лондон. 5 сентября. FINMARKET.RU — С каждым кодом в мире становится все больше «сырьевых» экономик. Недавно новые месторождения были открыты в Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Средиземноморье. Стандарты развитых нефтедобывающих стран новичкам не подходят, поэтому эксперты британского Королевского института международных отношений Chatham House решили протянуть руку помощи свежеиспеченным производителям сырья и составили гид по управлению сырьевыми экономиками.

    Россию сложно считать новичком на рынке нефтедобычи. Черное золото добывается в стране с XIX века. Тем не менее после распада СССР в стране сменился политический строй и она превратилась в развивающуюся нефтегазовую экономику. Поэтому отечественные власти тоже смогут извлечь пользу из инструкции британских экспертов.

    1. Привлечь наиболее квалифицированных долгосрочных инвесторов на самых ранних стадиях

    Серьезные компании не всегда охотно работают в развивающихся странах. Их отпугивают такие факторы, как политическая нестабильность, характерная для сырьевых экономик, и отсутствие точной информации о запасах полезных ископаемых. Сложнее всего завлечь компетентного инвестора на самых ранних и самых поздних этапах разработки месторождений.

    Странам, в которых места добычи нефти труднодоступны, а точные объемы запасов неизвестны, приходиться довольствоваться мелкими нефтяными компаниями. С одной стороны, такие компании более гибки и готовы к любым неожиданностям, но, с другой, они, как правило, недостаточно капитализированы и не способны финансировать работы самостоятельно.

    Правительствам в этой ситуации нужно поощрять любые компании, занимающиеся геологической разведкой. Поскольку информация о запасах снизит неопределенность для инвесторов.

    А вот с добывающими компаниями следует быть очень осторожными. Чиновникам нужно разработать строгие критерии, чтобы отсеять недостаточно квалифицированные фирмы.

    Кроме этого, необходим отдельный закон, в котором четко указывалось бы, что для любых сделок по продаже активов нефтяных компаний нужно одобрение правительства. Чтобы судьба национального достояние не зависела от кучки мужчин в серых костюмах, вся информация о торгах должна быть открытой.

    Новая геологическая информация может повысить привлекательность страны для инвесторов. Открытие месторождений могут побудить правительства пересматривать инвестиционные контракты в свою пользу.

    Вместо того, чтобы менять уже заключенные соглашения, эксперты Chatham House советуют правительству изменить будущее условия лицензирования. Это поможет стране удержать инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве.

    2. Максимизировать прибыль государства

    Нужно создать такие финансовые условия, чтобы государство начало получать прибыль от разработки месторождений уже на ранних стадиях. Задача осложняется тем, что обычно чиновники плохо понимают принцип работы нефтегазового сектора. Это делает их уязвимыми во время переговоров с иностранными компаниями.

    Чтобы избежать этой ловушки, государству стоит использовать гибкую налоговую шкалу и ввести систему роялти. Налоговые обязательства должны быть определены в налоговом кодексе, а не в контрактных соглашениях. Важно облагать налогом доходы, полученные от продажи месторождений до начала производства.

    Чтобы не заключить невыгодный договор, советники из Chatham House предлагают прибегать к помощи международных консультантов.

    3. Получить одобрение общества

    Необходимо разделить природные ресурсы таким образом, чтобы жители страны не считали себя обворованными. В России споры о приватизации не утихают до сих пор.

    Чтобы не создавать в обществе напряжения, правительству нужно с самого начала действовать максимально открыто. Все аукционы по продаже месторождений или подписания соглашений должны быть публичными.

    Кроме этого, чиновники должны разъяснять, что общество получит от развития нефтяного сектора (новые рабочие места, большие поступления в бюджет и т. д.). При этом все обещания должны быть реалистичными. Правительству стоит честно рассказать, что отдача наступит не сразу.

    4. Распространить позитивный эффект на всю экономику

    Зависимость от ресурсов — типичная проблема всех сырьевых стран. Когда на государство неожиданно сваливается богатство в виде доходов от продажи полезных ископаемых, у местных чиновников появляется иллюзия, что так будет всегда. И вместо того, чтобы модернизировать экономику, страны попросту проедают деньги.

    Поэтому у правительства должны быть четкие задачи по развитию экономики. Можно принять закон, который обязывал бы сырьевые компании работать с местными производителями. При этом, нужно убедиться, что региональные компании соответствуют всем требованиям иностранцев.

    5. Обеспечить участие национальных компаний в разработке ресурсов

    В мире нет единого мнения об эффективности государственных производителей сырья. Некоторые эксперты считают, что создание таких компаний на ранних стадиях полезно, потому что позволяет перенимать технологии у иностранцев. Другие утверждают, что на госкомпанию уходит слишком много ресурсов.

    В любом случае правительству лучше не накачивать национального нефтедобытчика ресурсами до тех пор, пока у компании не появится четкий бизнес-план. Один из возможных вариантов — дать госкомпании право выдавать лицензии на добычу сырья.

    6. Вовремя перераспределять полномочия

    Молодые нефте- и газодобывающие страны обычно небогаты и не имеют достаточно квалифицированных кадров. Поэтому часто происходит так, что разные ведомства занимаются одними и теми же вопросами и мешают друг другу.

    С первых дней работы правительствам следует централизовать управление сырьевой отраслью. На первых стадиях геологической разведки стоит выделять больше ресурсов для выявления потенциала месторождений. Если окажется, что запасы достаточны для дальнейшей разработки, то государству стоит взять на себя функцию регулятора, а работы по освоению месторождений отдать на откуп профессионалам.

    7. Контроль и еще раз контроль

    Правительству стоит помнить, что однажды отдав власть нефтяной госкомпании или министерству энергетики, ее будет очень сложно забрать назад. Поэтому с самого начала нужно ввести строгую отчетность для компаний или чиновников. Отчитываться о своей работе нефтедобытчики должны не только перед правительством, но и перед обществом.

    05.07.2011
    ММВБ с 1 сентября переносит начало торгов на фондовом рынке с 10.30 на 10.00

    01.07.2011
    Банк Москвы

    18.04.2011
    S&P подтвердило рейтинги США, изменило прогноз на негативный со стабильного

    13.04.2011
    Отчет JOLTS указывает на то, что потребители, возможно, слишком пессимистичны относительно рынка труда

    12.04.2011
    МВФ призывает обеспечить независимость и нормативные полномочия новой ФСФР

    12.04.2011
    ГУВД по Москве по требованию прокуратуры возбудило уголовное дело о хищении средств с расчетных счетов Банка Москвы

    11.04.2011
    МВФ понизил прогноз для роста ВВП США в 2011 г

  • Архив новостей
  • © 2008 Представленные материалы носят информационный характер. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. (Контакты: inMail at AFINA dot RU)